?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 April 2011 @ 09:58 pm
Пущино - Космос  
Конечно, я не могу не затронуть в своём журнале главный юбилей этого года. Вчера мы отметили замечательный праздник, получивший теперь уже международный статус.

Не буду повторять многократно сказанное в новостных выпусках. Присоединяться к торжественным речам незачем, а о проблемах космической отрасли пусть пишут специалисты. Я расскажу о другом - о работе моих коллег, благодаря которой подрастает новое поколение учёных, инженеров и космонавтов. Я расскажу об Астротурнире.

Межрегиональный астрономический турнир школьников проводится с 2005 года под эгидой Астрономического общества и Научного совета по астрономии РАН. Его бессменный организатор и автор самой идеи - известный методист в области школьной астрономии и физики космоса Михаил Геннадьевич Гаврилов.
Photobucket
Турнир проходит ежегодно в конце февраля в разных городах центральной России - в Нижнем Новгороде, в Белгороде, последние годы - в подмосковном Пущино. Местный оргкомитет возглавляет директор Пущинской радиоастрономической обсерватории Рустам Давудович Дагкесаманский, из сотрудников активно помогает Владимир Алексеевич Самодуров.

О турнире я слышала давно, интересовалась и следила за новостями, но только в этом году удалось наконец в нём поучаствовать. Как обычно, подвигнули меня на это дело ученики. Без их настойчивости и усердия ничего бы не получилось.

А кстати, вот и мы, - у ворот обсерватории, на базе которой и проходил турнир.

Photobucket

Астротурнир – это нечто среднее между олимпиадой и конференцией. Как на олимпиаде, здесь решают задачи, но задачи эти исследовательского характера, они требуют длительной подготовки и распределения обязанностей в группе. Обычно в комплекте бывает двенадцать задач; одни предполагают астрономические наблюдения, другие - лабораторный эксперимент, третьи - анализ разных источников информации. Задачи размещаются в сети на специальном сайте (http://astroturnir.ru/) заранее, участники должны зарегистрировать команду и представить решения задач на отборочный этап, и только после этого команда приглашается на очное соревнование. Благодаря таким правилам на Астротурнире не бывает случайных людей.

Надо сказать, что для астрономических олимпиад это проблема. На массовые отборочные этапы часто приходят неподготовленные участники, и даже на соревнованиях регионального уровня можно встретить школьников, не знакомых со звёздной картой. Форма Астротурнира, напротив, предполагает систематическую работу со страшеклассниками; более того, работу астрономического факультатива в целом можно построить вокруг задач турнира. Поэтому в развитии дополнительного образования в области астрономии Астротурнир играет особо важную роль.

Итак, 19 февраля в Пущино приехали около тридцати школьников от 8 класса и старше. Помимо российских команд, участвовали и гости из Казахстана и Киргизии. Руководителям команд было интересно обсудить состояние астрономического образования в своих странах. Слушая коллегу из Алма-Аты, я по-хорошему позавидовала: недавно там открылся новый центр для одарённых детей, в составе которого есть планетарий и учебная обсерватория, сделанные по последнему слову техники. (Тут же, в ходе методического заседания, сайт центра  http://astro-bobek.net/ был внесён в базу астрокосмических сайтов Астротоп).
Photobucket
Какие же задачки достались юным исследователям из трёх стран на этот раз? Как всегда, интересные и разноплановые: разработать инструкцию по ориентированию на местности для будущих марсианских космонавтов, проанализировать «за» и «против» уменьшения числа часовых поясов в России, исследовать влияние оконных стёкол на качество астрономических наблюдений, экспериментально определить наклон эклиптики к небесному экватору, смоделировать климат на гипотетической планете, – всего и не перечислить.

Регламент турнира предполагает, что в ходе отборочных боёв каждая команда встречается в двумя другими и в каждом туре разыгрываются три задачи. В команде обычно по три участника, каждый из которых должен быть готов выступить в роли докладчика и рецензента. Имеет значение и правильность и полнота решения задачи, и умение докладчика внятно излагать свои мысли, и наглядное оформление - фотографии, графики, карты. В этом турнир сходен с учебно-исследовательскими конференциями школьников. Но есть и существенное отличие.

Организаторы конференции никогда не поставят в программу два доклада на одну тему. На турнире, наоборот, все команды защищают одни и те же задачи. И, представьте себе, одинаковых решений не бывает. Участники предлагают разные модели явлений и методики расчёта, используют разное оборудование. Кроме того, задачи турнира часто не имеют однозначных решений. Между докладчиками завязывается спор, жюри и зрители задают вопросы. Старшеклассники получают уникальный опыт научной дискуссии.

Очень интересно было наблюдать, как во время первого боя участники робко пробовали новые для них роли, как постепенно в ходе соревнования обретали уверенность, учились защищать своё решение. Были и курьёзные случаи, как, например, когда две команды представили два совершенно разных, но одинаково неправильных решения одной и той же задачи. Наконец, в финале три лучшие команды представили решения трёх самых каверзных задачек. Это был бой на равных, и победителями стали (с разницей всего в четверть балла!) команда республиканской физико-математической школы г.Алма-Аты и команда лицея № 38 г.Белгорода. Москвичи получили диплом III степени.
Photobucket
А между боями юные астрономы побывали на экскурсии в ПРАО. Обсерватория является структурным подразделением Физического института им.П.Н.Лебедева, и проводит исследования с использованием трёх уникальных радиотелескопов. Диапазонный крестообразный радиотелескоп ДКР-1000 состоит из двух антенн, каждая из которых представляет собой параболический цилиндр длиной в километр и служит для исследования пульсаров. Радиотелескоп РТ-22  - это параболический рефлектор диаметром 22 м; с его помощью изучают области звездообразования в нашей Галактике.  Радиотелескоп БСА - это антенная решётка площадью в 7 га. В рабочем диапазоне (3 м) он является самым чувствительным телескопом в мире. http://www.prao.ru/
Photobucket
Конечно, участникам Астротурнира была предложена и культурная программа. Мы посетили местный краеведческий музей, посмотрели фильм об истории ПРАО, смонтированный её сотрудниками, участвовали в концерте.

Хочу сказать несколько слов и о самом Пущино. Наукоград был основан в 1962 году. Помимо обсерватории, в Пущино находится 9 биологических институтов РАН. Место очень красивое - на берегу Оки, рядом с Приокско-террасным заповедником. Город небольшой, всего двадцать тысяч населения, тихий и очень чистый. Мы с удовольствием гуляли по улицам и паркам, несмотря на мороз.

А мороз был удивительный для конца февраля - ниже двадцати днём и до тридцати ночью. Однако запомнилось удивительное тепло - тепло от общения с единомышленниками, юными и взрослыми.

Я надеюсь, что на будущий год я с учениками снова приеду на Астротурнир. И очень хотелось бы, чтобы он снова проходил в Пущино.